Житие святого благоверного князя Александра Невского

Святой благоверный великий князь Александр Ярославич родился в 1219 году, 30 мая, в городе Переславле.
Отец Александра Ярославича, великий князь Ярослав Всеволодович, по отзывам его современников, был кроткий, милостивый, благочестивый, всеми любимый князь. Мать благоверного Александра, благоверная княгиня Феодосия, своим благочестием и подвижничеством еще при жизни своей приобрела и от современников имя святой княгини. Под надзором благочестивых, нежно любивших его родителей и проходили детские годы жизни благоверного князя Александра.

По тогдашнему обычаю его рано начали учить, и так как при воспитании больше всего заботились тогда о развитии в душе ребенка страха Божия и благочестия, то и учили благоверного князя прежде всего священным книгам – Евангелию, Псалтири, любимой в святой Руси священной книге, в мудрых словах которой наши благочестивые князья искали и находили себе утешение в самые тяжелые минуты своей жизни, когда ни от кого, кроме Господа, нельзя было ожидать ни помощи, ни утешения.

Святой благоверный князь Александр Невский (князь Переславль-Залесский, Городец, князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский, полководец времен Киевской Руси, святой Русской православной церкви) - прославленный полководец и мудрый правитель, отдавший всю жизнь делу защиты Русской земли. С молитвой одолел в бою превосходящие силы тевтонцев и шведов, терпением и умелой политикой спас Новгород от разорения татарскими полчищами. Во время поездки в Орду к Батыю твердо отказался поклониться языческим идолам. За мужество и стойкое исповедание Православия заслужил уважение хана и был отпущен с миром и почестями. Перед кончиной принял монашество и схиму с именем Алексий. Являя в личной жизни пример христианского благочестия и чистоты, св. Александр Невский был любим и почитаем православными народами как великий печальник и заступник Славянских Земель. Святому князю Александру молятся об избавлении Отечества от иноземного нашествия, о добром нраве властей и правителей, об успехе в ратном деле, о твердом стоянии в вере.

«От Бога, – говорил он, – получили мы власть над людьми Божиими и в страшный день суда Божия должны будем отдать отчет в пользовании этою властью. Оградив себя страхом Божиим, помня этот день всеобщего воздаяния каждому по делам его, со всею справедливостью производите суды; не смотрите на лица и положения тяжущихся, будьте одинаково внимательны как к богатому, так и к бедному. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите «нещадную» милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию».